Полугусеничный транспорт. Факты из истории
21 Авг 2013
Французский инженер по имени Адольф Кегресс, проживающий тогда в России, пошел по весьма своеобразному пути. Он задумал примирить колесо и гусеницу — на одной машине сочетать надежность и легкость колесного движителя с необычайной проходимостью гусеничного.
На обыкновенный автомобиль Кегресс вместо ведущих задних колес предложил поставить катковую тележку, которая была оплетена широкой лентой изготовленной из верблюжьей шерсти. Было это в 1909 году. Далее, убедившись воочию в ненадежности такой шерстяной гусеницы, изобретатель ее заменил резиновой.
Определенное время спустя на ее смену пришла резинометаллическая. Кегресс ведущими гусеничными тележками оборудовал задние мосты автомобилей «Паккард», «Мерседес», «Руссо-Балт», а передние управляемые колеса или оставлял без изменений, или снабжал лыжами для зимнего времени. Проходимость таких машин возросла очень существенно. В России Адольфом были получены патенты на свои уникальные полугусеничные вездеходы весной 1914 года и зимой 1912-го.
На Путиловском заводе с 1916 года, куда из Англии прибывали шасси броневиков «Остин», их часть стали оснащать полугусеничным ходом по разработанной системе Кегресса. А в 1918 таким же образом была переоборудована машина «Роллс-Ройс», на которой зимой ездил сам Ленин.
Кегресс после своего переезда во Францию по договору с «Ситроен» занялся созданием для французской армии полугусеничных машин. У данного проекта были противники и сторонники. Сторонники заявляли, что транспорт с гусеничным движителем расположенном сзади, и спереди с управляемыми колесами — самое экономичное решение проблем вездехода. Основной довод скептиков состоит в том, что сочетание таких разнотипных движителей, как колесо и гусеница, в ходовой части транспорта является фактом технической дисгармонии и по данной причине благоприятной перспективы иметь просто не может.
Несмотря на это, в 1924 году подготовлено было восемь полугусеничных машин, и фирма им организовала грандиозный пробег по Африке. Выйдя в 1924 году, 28 ноября из города Алжира и двигаясь на юг, машины «Ситроен-Кегресс» преодолели примерно 30 000 километров песчаных и степных бездорожных пространств за полгода. Их ежедневный средний пробег составлял примерно 150 км, что для подобных условий совсем было неплохо. После чего принялись в разных странах разрабатывать для армии артиллерийские полугусеничные тягачи, зенитные самоходные установки и транспортные машины. Казалось, что в конструкции полугусеничных вездеходов примирение колеса с гусеницей решает проблему проходимости и открывает поистине безграничные пути совершенствования для подобной техники.