Каракаты — первые самодельные мотовездеходы. История создания
03 Июл 2013
Стремление людей повысить проходимость мотоцикла столь же старо, как и сам мотоцикл, но наиболее удачный вариант воплощения его — конструкция на шинах низкого давления – появился он сравнительно недавно. Тяжело сказать абсолютно точно, где и кто придумал первый пневматик.
«Засветился» первым аппарат тульских умельцев отца и сына Вячеслава и Владимира Лаухиных. В начале 1980-х годов, жить в городе Туле и не иметь свой мотороллер — считали дурным тоном. В семье у Лаухиных мотороллер был. Глава семьи к своему мотороллеру «Муравью» приладил на месте заднего колеса 2 камеры от простого сельхозприцепа, а впереди установил лыжу, которую лично соорудил из фанеры. На данном вездеходе бороздили эти изобретатели пригородные поля, болота, замерзшие водоемы.
Идею этого народного «проходимца» быстро подхватили и «раскручивать» ее начал журнал «Моделист-конструктор», общество рационализаторов и изобретателей, ДОСААФ. С 1984 — 1991 годы осуществлялись активно всесоюзные конкурсы вездеходов-самоделок на пневматиках. Любопытен тот факт, что на таком втором конкурсе, проходившем в городе Архангельске, собралось немало самодельщиков со своими самодельными аппаратами, произведенными из фанеры. С виду это скорее были лодки, нежели наземные средства передвижения. Приводил две пары балансирно-подвешенных задних камер-колес от «ГАЗ-53″ в движение Мотоциклетный мотор. Передние колеса изобретатели подвешивали на поперечном балансире. Подобные незатейливые шестиколесные каракаты представали в те годы перед изумленными глазами журналистов.
Постепенно приобрели широкую популярность дальние пробеги по Северным территориям страны. После чего резко возросло в стране количество пневматиков. К концу 1980-х годов в одной лишь Архангельской области насчитывалось их 11 000, а всего на Севере было таких моделей около 100 000.
Естественно, что при данном всплеске популярности пневмовездехода, люди предпринимали попытки наладить серийное производство такой техники. На заводе «Башсельмаш» в Нефтекамске выпускали несколько лет неплохие по тем меркам пневматики, за основу которых брали «Восход». Собрали их примерно 800 штук. Позже на «Заводе имени Серго в Зеленодольске сделали сразу несколько сотен трехколесных мотоциклов основанных на базе жидкостного « Юпитера».
Последние годы были отмечены определенным всплеском интереса к транспорту на шинах сверхнизкого давления. Основная причина – Северу нужен экологичный транспорт, не разрушающий тундру. Но современный пневматик сейчас конечно не тот, что был три десятилетия лет назад. Водитель, а также пассажиры располагаются в комфортабельной кабине, а ездовые качества достигаются большим числом колес и эффективной подвеской. И хоть это уже больше похоже на автомобиль, изначально жизнь ему все-таки дал мотоцикл.