Гусеницы или колеса? Прошлое и настоящее
09 Май 2013
Первое, что могло явно увеличить проходимость колесных машин,— полный привод. С знаменательного момента, когда в 1909 году русский завод «Лесснер» произвел полноприводный двухосный автомобиль изменилось многое. Эта машина продемонстрировала очень высокие показатели проходимости в отличии от обычной, с приводом лишь на заднюю ось. Но что было до этого?
В принципе, колесо как таковое, не считается вездеходным. Сама природа не создала ни единого живого существа, которое бы осуществляло свое передвижение посредством колес или некоем подобии их. В общей сложности, аж до конца 19 века человек был вынужден бросать свои колеса и полагаться исключительно на движители шагающие — свои собственные нижние конечности или прирученных и верных животных.
Но в середине 19 века для преодоления бездорожья был уже изобретен, тогда как начале 20 века уже полноценно стал применяться принципиально новый движитель — гусеница.
Русский изобретатель Блинов Федор Абрамович в 1879 году получил патент на изобретенный им «гусеничный ход». В 1912 году фирма из США «Холт» стала активно выпускать тракторы на гусеницах с двигателями внутреннего сгорания. Создавался гусеничный движитель с момента своего рождения и на протяжении всей истории специально для преодоления бездорожья.
В 1917 году, 20 ноября в 6 часов утра у французского городка Камбр пошли в наступление английские войска. На участке фронта общей шириной в двенадцать километров, осуществляя первый танковый прорыв в истории войн, двинулись на позиции немецкой армии 378 боевых машин T-IV. Все являлись гусеничными. Столь эффектная демонстрация гусеницы в сознании многих укоренила мнение об абсолютном преимуществе ее на бездорожье перед колесом.
Однако присущи гусеничному движителю и серьезные недостатки. Гусеницы из метала с разборными звеньями невероятно тяжелы. Их масса может достичь четверти массы от всей машины. Металлические неразборные гусеницы несколько полегче. Но для их производства могут потребоваться специальные дорогостоящие стали, ремонт их сложен и служат они меньше.
Себестоимость резинометаллических гусениц дешевле, но они еще менее долговечны и не так хорошо сцепляются с грунтом. Можно сделать гусеничную ленту, подобно в несколько раз вытянутой колесной покрышке, из резины, наваренной на гибкий металлический или текстильный корд. Но подобные гусеницы имеют с грунтом худшее сцепление, вытягиваются довольно быстро, дороги в изготовлении и совершенно не поддаются ремонту.
Тем не менее, все гусеничные машины являются менее экономичными, нежели равные им по массе колесные, имеют меньший запас хода и создают больше шума. По данной причине у колеса оказалось в итоге немало шансов на весьма успешную конкуренцию с гусеницей.